Железные дороги как отражение России

Блеск и могущество империи с одной стороны и трагедия неразрешимых противоречий с другой- символом всего этого можно считать роскошные поезда Российских императоров.
Железная дорога, в наибольшей степени отразила надежды и разочарования эпохи молодого российского капитализма. В не очень большом количестве работ, посвященных истории отдельных железных дорог и истории железнодорожной сети России в целом основной акцент исследователи делают на экономических сюжетах. Но гораздо большее влияние железные дороги оказывали на мировоззрение людей: дворян заставляли искать пути получения железнодорожных концессий, могущих обернуться невиданным богатством. Купцы видели в поезде источники получения барышей за счет ускорения оборота капитала и увеличения сбыта. Для крестьян открывались возможности быстрого перемещения на заработки, а крестьянские дети получали малую, но реальную возможность, получить образование в городе. Духовенство пришло в движение, борясь с растущей "распущенностью нравов", сопровождавшей продвижение железных дорог.

Но был один поезд, на которой в России обращали особое внимание. Проблемы, которые случались с ним обнажали гораздо более существенные вопросы нежели неполадки в работе железных дорог. Прохождение этого поезда тщательно отслеживалось и сопровождалось. Этот поезд вез Царя. И этот поезд, заменивший птицу-тройку, вывез Россию в тревожный и трагический ХХ век.

пятница, 4 июля 2008 г.

Поезд уходит в вечность...

На сайте Еженедельная газета Петродворцового района Санкт-Петербурга "Петергофский вестник" опубликован материал Виктора Казакова "Царские вагоны в Петергофе" о судьбе превращенных после революции в музей вагонов императорского поезда.

В статье описывается расположение вагонов в поезде :"... Императорский поезд был небольшого размера. В центре поезда находился вагон-спальня и кабинет государя. За ним находился свитский вагон, состоящий из восьми отделений, или как бы сейчас сказали, купе. С другой стороны поезда находился вагон-столовая с салоном для приема гостей. ..."
В 30-е годы в этих вагонах, стоявших в парке Александрия была устроена выставка, под названием “Империалистическая война и падение царизма”. Как сообщает автор статьи, выставка имела следующие разделы: 1.Причины Мировой войны. 2.Россия в Мировой войне. 3.Крушение царизма. 4.Последний рейс Николая Романова из Царского Села, через Тобольск с последней станцией Екатеринбург. "

Упоминает о распространении в России после катастрофы царского поезда в 1888 году иконы чудесного спасения от гибели августейшей семьи и императора Александра Ш . Такая икона находилась и в кабинете царского поезда. Отныне по православному календарю дата 17 октября была включена как праздничный день царской семьи.

"... Царский поезд имел историческое значение. В салоне вагона 20 июля 1914 года император Николай П подписал манифест о вступлении Российской империи в войну против кайзеровской Германии. Здесь же верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич-старший представил императору Николаю П Александровичу первый трофей – пулемет, захваченный у германских войск..
Вагон-столовая использовался во время Мировой войны как место проведения штабных совещаний с участием царя Николая П.
Второй вагон царского поезда включал купе-камеристки, спальню Александры Федоровны, кабинет царя и купе камердинера.
Внутренняя отделка, обстановка и убранство этих двух вагонов напоминает отделку и мебелировку Нижнего дворца в Александрии. Мебель исключительно в стиле модерн, изготовленная фирмой Мельцера в Петербурге. Комфортабельность кожаного кабинета дополнялась семейными фотографиями и обилием икон, украшавших углы и стены вагона. ..."

Автор описывает конец последних вагонов императорского поезда:
" …Я застал остатки этого музея царских вагонов. Два вагона, выкрашенные в голубой цвет, стояли около Готической караулки на платформе, грильяжный забор которой был выкрашен белой краской. С другой стороны платформы находилось здание выставки экспонатов. Этот выставочный комплекс во время войны был разграблен, платформа и здание были уничтожены. От царских вагонов остался одни остовы. Где-то в 1953 году остовы вагонов разобрали. Сейчас на этом месте около Готической караулки растет одна трава."




Вагоны бывшего императорского поезда. Фото 1929. Первоисточник здесь.

А в другой статье, пересказывающей перепитии императорских поездов накануне отречения Государя
есть фотография этих самых вагонов. (Автор: Александр Ковалевский "Февраль семнадцатого: к отречению" Источник: Антик.Инфо #50 (март 2007)

1 комментарий:

Unknown комментирует...

Тут по ссылке подбородные фотографии интерьера вагонов поезда: https://advenc.ru/post/imperatorskij-poezd-semi-romanovykh