Железные дороги как отражение России

Блеск и могущество империи с одной стороны и трагедия неразрешимых противоречий с другой- символом всего этого можно считать роскошные поезда Российских императоров.
Железная дорога, в наибольшей степени отразила надежды и разочарования эпохи молодого российского капитализма. В не очень большом количестве работ, посвященных истории отдельных железных дорог и истории железнодорожной сети России в целом основной акцент исследователи делают на экономических сюжетах. Но гораздо большее влияние железные дороги оказывали на мировоззрение людей: дворян заставляли искать пути получения железнодорожных концессий, могущих обернуться невиданным богатством. Купцы видели в поезде источники получения барышей за счет ускорения оборота капитала и увеличения сбыта. Для крестьян открывались возможности быстрого перемещения на заработки, а крестьянские дети получали малую, но реальную возможность, получить образование в городе. Духовенство пришло в движение, борясь с растущей "распущенностью нравов", сопровождавшей продвижение железных дорог.

Но был один поезд, на которой в России обращали особое внимание. Проблемы, которые случались с ним обнажали гораздо более существенные вопросы нежели неполадки в работе железных дорог. Прохождение этого поезда тщательно отслеживалось и сопровождалось. Этот поезд вез Царя. И этот поезд, заменивший птицу-тройку, вывез Россию в тревожный и трагический ХХ век.

среда, 2 июля 2008 г.

Краткая история императорских поездов

В 38 выпуске Санкт-петербургских ведомостей от 02.03.2007 опубликована статья Игоря ЗИМИНА "Дворцы на колесах", посвященная краткой истории царских поездов в России.
Уже для первого путешествия по железной дороге был подготовлен специальный поезд. В его состав вошли вагон-салон,
кухня, опочивальня, столовая, служебный и свитские вагоны.

Зимин приводит описание этого поезда:

"...Длина императорского вагона составляла 25,247 м, и покоился он на двух четырехосных тележках. Окрашен был снаружи в голубой цвет, а расположенные с обеих сторон окна венчались золочеными двуглавыми орлами. Потолок обтягивался белым атласом, стены - стеганым штофом малинового цвета. На столах стояли бронзовые часы, интерьер был украшен вазами севрского фарфора и бронзовыми канделябрами. Двери мозаичной работы открывались и закрывались совершенно бесшумно, а свежий воздух доставлялся по бронзовым вентиляционным трубам.

Впервые эти вагоны использовались в 1851 г. при подготовке к юбилею - 25-летию со дня коронации Николая I. ..."

На сайте клуба "Ант&K" »» Клуб антиквариев и коллекционеров в материале Сергея Киселева "Императорские поезда в России." приведено еще одно описание царского поезда образца 1851 года:

"...Потолок царского вагона был обтянут белым атласом, стены обиты стеганым штофом малинового цвета. Этот же материал был применен для обтяжки мебели, для чего были приглашены французские декораторы из Лиона. На столах стояли бронзовые часы, интерьер был также украшен вазами севрского фарфора и бронзовыми канделябрами. Двери мозаичной работы открывались и закрывались совершенно бесшумно, а свежий воздух доставлялся по бронзовым вентиляционным трубам, украшенным наверху флюгерами в виде орлов. Трубы же отопления были замаскированы бронзовыми решетками, успешно служившими также эффектными деталями декора.

Впоследствии в состав этого поезда было добавлено еще несколько вагонов различного функционального назначения. В процессе эксплуатации некоторые вагоны модернизировались и перестраивались с целью улучшения их внутреннего убранства и технического устройства..."

В 1872 г. во Франции для заграничных поездок заказывается новый поезд из трехосных вагонов, спроектированный по более узкую европейскую колею.

"...Надо сказать, при разработке проекта поезда большое внимание уделялось комфортности состава и его отделке. И одним из главных требований было обеспечение необходимой температуры воздуха и вентиляции. Качество выполнения этих работ в связи с заболеванием императрицы контролировал лейб-медик императрицы проф. С. П. Боткин..."

После крушения царского поезда в 1888 году было принято решение о строительстве нового поезда, приняв к сведению особые требования безопасности.

С. Киселев уточняет, что:

"...Новый внутрироссийский поезд состоял из 10 четырехосных вагонов и был достроен к 1897 г., а заграничный – из 11 четырехосных вагонов – к 1894 г. Характерно, что наиболее эффектным по внутренней и внешней отделке, а также по техническим параметрам был именно первый из этих поездов.
Его вагоны имели темносинюю окраску с тонкой золотой обводкой по штабикам, закрывающим швы филеночного железа обшивки. Крыша была выкрашена в светлосерый цвет. Тележки были окрашены черным с золотой обводкой по контурным линиям. Наружная сторона оконных рам, независимо от породы дерева внутренней отделки, была изготовлена из тикового дерева, известного своей высочайшей прочностью. Простенки между окнами были декорированы позолоченными чеканной работы двуглавыми орлами. Концы выходных поручней из полированного тика были украшены головками из позолоченной бронзы с орнаментом.

1903 в вагоне Императорского поезда. Великие Княгини Ольга и Татьяна Николаевны.
Фотография с сайта "История города Пушкина"

Четырьмя из 10 вагонов поезда (опочивальней, салоном-столовой, детской и «великокняжеским»), отличающимися особенным шиком отделки, пользовались только члены царской семьи. Для размещения же свиты предназначался свитский вагон, а также несколько помещений служебного вагона. Отдельный вагон занимала кухня, к нему цеплялся вагон для кухонной прислуги, который и замыкал весь поезд. Сразу после паровоза шел багажный вагон и вагон-мастерская с электрической станцией, запасными частями и техническим персоналом.

Как уже сообщалось, к 1905 г. был построен второй экземпляр внутрироссийского поезда. Во многом это было вызвано соображениями безопасности: к примеру, когда царь следовал одним из поездов, другой – без пассажиров – шел за первым или до него. Внутреннее убранство поезда-дублера было несколько скромнее, однако внешне они выглядели практически одинаково. Только во втором составе вагон-салон имел несколько более широких окон. Причина этого до сих пор не ясна...."

Игорь Зимин более подробно описывает состав императорского поезда:

"...Вагоны в составе распределялись следующим образом.

В первом располагалась мастерская и электростанция с обслуживающим ее персоналом. Второй вагон был багажным. Третий, имевший купе первого и второго класса, предназначался для обслуги. В четвертом вагоне - на семь купе - располагались первые лица царской свиты. Пятый занимали министр императорского двора, командующий главной императорской квартирой, начальник охраны, гофмаршал, лейб-медик. Шестой вагон был дамским, в нем располагались маленькая великая княжна Ольга Александровна и ее бонна, великая княжна Ксения Александровна, фрейлины и их прислуга, камеристки императрицы. Седьмой вагон предназначался для наследника-цесаревича Николая Александровича - будущего императора Николая II, для малолетнего великого князя Михаила Александровича и его гувернера, великого князя Георгия Александровича.

Два следующих вагона, о которых стоит сказать чуть подробнее, именовались императорскими. Восьмой был спальным, в нем - две отдельные опочивальни для Александра III и для императрицы Марии Федоровны. Каждая спальня имела по три окна. В императорской, обитой сафьяном, находились стол, диван, небольшой туалетный столик, двойные светильники на стенах и умывальник. При каждой спальне были оборудованы отдельные туалетные комнаты. Для отопления вагона в нем находился паровой котел. В девятом вагоне располагались императорский салон и рабочий кабинет.

В десятом вагоне - столовая. Два замыкающих состав вагона были хозяйственными.

В поезда было проведено электрическое освещение. Отопление было паровым.

Поезда для заграничных путешествий императора еще в ходе строительства решено было использовать и для внутренних поездок царской семьи...."

Именно в этом поезде совершал свои путешествия по России Николай II, в нем же было подписано отречение от престола 2 марта 1917 г.



Комментариев нет: