Железные дороги как отражение России

Блеск и могущество империи с одной стороны и трагедия неразрешимых противоречий с другой- символом всего этого можно считать роскошные поезда Российских императоров.
Железная дорога, в наибольшей степени отразила надежды и разочарования эпохи молодого российского капитализма. В не очень большом количестве работ, посвященных истории отдельных железных дорог и истории железнодорожной сети России в целом основной акцент исследователи делают на экономических сюжетах. Но гораздо большее влияние железные дороги оказывали на мировоззрение людей: дворян заставляли искать пути получения железнодорожных концессий, могущих обернуться невиданным богатством. Купцы видели в поезде источники получения барышей за счет ускорения оборота капитала и увеличения сбыта. Для крестьян открывались возможности быстрого перемещения на заработки, а крестьянские дети получали малую, но реальную возможность, получить образование в городе. Духовенство пришло в движение, борясь с растущей "распущенностью нравов", сопровождавшей продвижение железных дорог.

Но был один поезд, на которой в России обращали особое внимание. Проблемы, которые случались с ним обнажали гораздо более существенные вопросы нежели неполадки в работе железных дорог. Прохождение этого поезда тщательно отслеживалось и сопровождалось. Этот поезд вез Царя. И этот поезд, заменивший птицу-тройку, вывез Россию в тревожный и трагический ХХ век.

четверг, 3 июля 2008 г.

Правила о поездах, употребляемых для проезда Высочайших особ по железным дорогам.

Текст взят отсюда, с сайта "Железнодорожное место"


Высочайше утверждено 10 октября 1878 г.

Правила о поездах, употребляемых для проезда Высочайших особ по железным дорогам.

1) Всем обществам и товариществам железных дорог поставляется в особенную обязанность, всеми зависящими от них мерами, содействовать правильному, покойному и безопасному следованию Высочайших особ по состоящим в ведении означенных обществ и товариществ железным дорогам.

2) Главное общество российских железных дорог и общество Московско-курской железной дороги обязаны, имеющиеся на дорогах: Николаевской, С.-Петербурго-варшавской и Московско-курской, вагоны для проезда Высочайших особ, содержать в надлежащей исправности и готовности к следованию по первому требованию, как по означенным дорогам, так и по всем прочим.

3) Капитальная переделка или возобновление основных деревянных и металлических частей означенных в §&nbsp2 вагонов, а равно приборов отопления и заготовление новых вагонов, если в том окажется надобность, производятся распоряжением и на счет (за счет) упомянутых обществ, по проектам и чертежам, утвержденным Министром путей сообщения, по соглашению с Министром Императорского двора и командующим Императорскою главною квартирою. Внутренние переделки в вагонах, а также возобновление внутренней отделки и принадлежностей, производятся на счет бюджета Министерства путей сообщения, по распоряжениям сего последнего.

4) Надзор за исправным содержанием упомянутых вагонов и за исправным производством исправлений и переделок лежит на лицах, назначенных для сего Министром путей сообщения.

5) Прочие дороги, кроме упомянутых в §&nbsp2, могут иметь и устраивать особые вагоны для проезда Высочайших особ. Устройство, переделка и возобновление таких вагонов в отношении как наружных частей, так и внутренней отделки и принадлежностей, а равно содержание их в надлежащей исправности и готовности к переезду, лежит на ответственности и издержках тех обществ и товариществ, которые пожелают иметь, на подведомственных им дорогах, собственные вагоны для проезда Высочайших особ, но как самое устройство вагонов, так и всякие переделки в них, производятся не иначе как с утверждения Министра путей сообщения, по соглашению, в чем следовать будет с Министром Императорского двора и командующим Императорскою главною квартирою, а в отношении надзора соблюдается правило, изложенное выше в §&nbsp4.

6) Означенные в предидущем § вагоны, если Министр путей сообщения потребует, могут быть употреблены для проезда высочайших особ и по другим дорогам. Когда при этом потребуются какие-либо переделки наружные и внутренние, то в отношении таких переделок, соблюдаются правила, установленные выше в §&nbsp3 для вагонов Николаевской, С.-Петербурго-варшавской и Московско-курской железных дорог.

7) Скорость следования экстренных поездов Высочайших особ определяется каждый раз Министром путей сообщения в пределах от 30 до 50 верст в час, а самые поезда следуют по особым, утвержденным для сего, расписаниям, по соглашению Министра Императорского двора, командующего Императорскою главною квартирою и Министра путей сообщения.

8) Состав вагонов в поездах для отдаленных переездов определяется Министром путей сообщения, по согласованию с Министром Императорского двора и командующим Императорскою главною квартирою. Наибольшим пределом полагается: в летний период, считая таковой с 15 мая по 15 октября, от 12 до 16 шестиколесных вагонов, а в зимнее время, т.е. с 15 октября по 15 мая, от 10 до 14-ти таковых же вагонов. По переездам же на близкие расстояния (в окрестностях С.-Петербурга) число вагонов выставляется подлежащим железнодорожным управлением в том количестве, какое указано будет в самом требовании о наряде поезда.

Примечание I. Каждый из 12-ти колесных вагонов Николаевской железной дороги, считается за два 6-ти колесных, а каждый из 8-ми колесных вагонов той же дороги, за полтора 6-ти колесных.

Примечание II. Наибольшее число вагонов для Высочайших поездов, по временам года, обязательно для всех обществ железных дорог.

Во время написания данного документа экипажная часть подвижного состава описывалась количеством колес, а не колесных пар как это принято сейчас. Ввиду этого 12 колесный вагон – это 6-ти осный вагон, 8 колесный вагон – это 4-х осный вагон, 6 колесный вагон – это 3-х осный вагон.

9) Каждый поезд предварительно осматривается и свидетельствуется назначенными для сего Министром путей сообщения лицами и по их указанию производятся надлежащие исправления и изменения.

10) В случае надобности, могут быть наряжаемы особые дополнительные поезда для следования лиц свиты и прислуги, а равно для багажа и других предметов. Такие поезда снаряжаются и отправляются по общим правилам для экстренных поездов.

11) За поезда Высочайших особ взимается по всем железным дорогам, без исключения, по одному рублю с поезда и версты, хотя-бы число вагонов в поезде и было определено в §&nbsp8 нормы. В случае большего против нормы числа вагонов, к означенной плате прибавляется по 2 коп. с каждой версты и оси каждого поставленного сверх нормы вагона.

12) За экстренные дополнительные поезда уплачивается также по 1 рублю с поезда и версты, если число вагонов не превышает определенной для каждой дороги, Высочайше утвержденным уставом общества оной, нормы для экстренных поездов вообще, а за добавочное сверх означенной нормы число вагонов, плата взимается по 2 коп. с каждой версты и оси каждого прибавочного вагона.

13) Определенная в §§ 11 и 12 плата не изменяется и в том случае, если бы для поездов потребовалось поставить не один, а два паровоза.

14) За следование Высочайших особ, хотя и в особых для того назначенных вагонах, но с общими поездами, плата взимается с каждой версты и вагона по 24 коп. За багаж же и другие предметы плата полагается по весу и общему тарифу.

15) Плата за пробег порожних вагонов к месту назначения или обратно к месту отправления производится на том же основании, как определено в §§ 11, 12, 13 и 14, причем, упомянутые вагоны доставляются, как особые экстренные поезда, в коих бесплатно перевозятся, как лица свиты и прислуга, так и багаж и другие предметы.

Примечание. Определенная §&nbsp15 плата за пробег порожних вагонов назначена за пробег только собственно Императорских вагонов, а не обыкновенных пассажирских, которые могут отправляться в обыкновенных поездах с пассажирами.

16) В случае отправления лиц свиты и прислуги, а равно багажа и других предметов в общих поездах, плата взимается по установленному для каждой дороги общему тарифу.

17) Если поезда с Высочайшими особами и дополнительные следуют по дорогам разных обществ и товариществ, то распределение назначенной §§ 11, 12, 13 и 14 платы между означенными обществами и товариществами, производится таким образом, что общество или товарищество, которому принадлежат вагоны, за пробег их по своей дороге получает полную плату по числу верст этой дороги, а все прочие общества и товарищества, получают половину означенной платы, остальная же половина обращается в пользу того общества или товарищества, которому принадлежат вагоны.

18) Правление каждой железной дороги ведет отдельно расчеты с Министерством Императорского двора, управлением Императорской главной квартиры и конторами особ Высочайшей фамилии, как за проход экстренных поездов по всей дороге, так и за путешествия членов Императорской фамилии в особых вагонах, но в общих курьерских, почтовых и пассажирских поездах. Счет каждой дороги должен быть составлен на основании данных, засвидетельствованных уполномоченным от Министерства Императорского двора, управления Императорскою главною квартирою или прочих придворных контор, находящихся в поезде и правительственным инспектором. Счеты сии представляются в двухнедельный срок.

19) Неоконченные еще за прежнее время расчеты по уплате за проезды Высочайших особ производятся на основании настоящих правил.

20) Разъяснение могущих возникнуть вопросов по исполнению настоящих правил и вообще развитие их предоставляется взаимному соглашению Министра Императорского двора, командующего Императорскою главною квартирою и Министра путей сообщения.



Управляющий контролем Министерства Императорского двора барон Кистер.
Сборник правительственных распоряжений по железным дорогам
Том III 1877-1878 гг.
СПБ.: Типография и Фототипия В.И. Штейн, Почтамтская, #13

Комментариев нет: