Железные дороги как отражение России

Блеск и могущество империи с одной стороны и трагедия неразрешимых противоречий с другой- символом всего этого можно считать роскошные поезда Российских императоров.
Железная дорога, в наибольшей степени отразила надежды и разочарования эпохи молодого российского капитализма. В не очень большом количестве работ, посвященных истории отдельных железных дорог и истории железнодорожной сети России в целом основной акцент исследователи делают на экономических сюжетах. Но гораздо большее влияние железные дороги оказывали на мировоззрение людей: дворян заставляли искать пути получения железнодорожных концессий, могущих обернуться невиданным богатством. Купцы видели в поезде источники получения барышей за счет ускорения оборота капитала и увеличения сбыта. Для крестьян открывались возможности быстрого перемещения на заработки, а крестьянские дети получали малую, но реальную возможность, получить образование в городе. Духовенство пришло в движение, борясь с растущей "распущенностью нравов", сопровождавшей продвижение железных дорог.

Но был один поезд, на которой в России обращали особое внимание. Проблемы, которые случались с ним обнажали гораздо более существенные вопросы нежели неполадки в работе железных дорог. Прохождение этого поезда тщательно отслеживалось и сопровождалось. Этот поезд вез Царя. И этот поезд, заменивший птицу-тройку, вывез Россию в тревожный и трагический ХХ век.

понедельник, 10 ноября 2014 г.

Аксакова(Тютчева)  Анна Федоровна. Мемуары.  Фрагменты дневников и воспоминаний супруги И. С. Аксакова и старшей дочери Ф. И. Тютчева.
1876 год 18 августа Моя сестра Дарья [3] написала мне из Петербурга, что поскольку Государыня не остановится в Москве, она приглашает сопровождать ее по железной дороге от Москвы до Тулы меня и графиню Блудову [4], приехавшую из деревни, чтобы встретиться с Государыней при ее проезде. Я провела ночь с 17-го на 18-е в Москве, во дворце, чтобы рано утром вместе с Антуанеттой успеть на железную дорогу, поскольку царский поезд должен был прибыть на Курский вокзал в 5 1/2 утра. Мне отвели комнату, которая давно не проветривалась, в водопроводных трубах, похоже, застоялась вода, поэтому я поднялась в три часа утра с ощущением, будто отравилась: у меня страшно болела голова, и как только я начала двигаться, то испытала приступ тошноты. Моя горничная чувствовала себя не лучше. Однако пришлось быстро одеваться и поспешить на вокзал, куда царский поезд прибыл к шести часам утра. Нас провели в поезд; все еще спали, и мы долго сидели одни - сначала в гостиной, потом в столовой, поскольку поезд на всем своем протяжении был устроен как дом - с гостиной, столовой, кухней и службами, а отдельные купе служили спальнями для пассажиров, вагоны соединялись между собой резиновой гармошкой. Не думаю, что где-нибудь еще, кроме России, найдется поезд, устроенный с такой роскошью и комфортом. В восемь часов нам сказали, что дети великой княжны встали. Мы застали маленького принца Альфреда и принцессу Марию сидящими на коленях у нянь-англичанок, они ели овсянку с молоком. Маленький принц уже умеет ходить и говорить, он весьма некрасив, но имеет добродушный вид. Малышке Марии всего десять месяцев, и она замечательно хороша, с очень живым и умным выражением. У нее чудные глаза, но жесткий и пронзительный взгляд на милом детском личике производит неприятное впечатление. Вдобавок к такому явно чрезмерному для десяти месяцев развитию у нее совершенно бескровные черты, и это внушает опасение, что она не жилица на этом свете. Маленькому принцу весьма приглянулся кондуктор в железнодорожной форме - на нем был русский кафтан, украшенный поясом и зелеными нашивками. Малыш то и дело подбегал к двери, у которой стоял кондуктор, и кричал: "Nice man, nice man!"* И наконец разочарованно: "The nice man is gone"**. Его вкус совершенно не отвечает вкусу его деда, императора Александра Николаевича, того вид железнодорожных служащих в русском платье всегда приводит в дурное настроение, и он вообще смотрит на русское платье как на неуместное проявление вольнолюбия... ...В Тулу мы прибыли в 11 1/2 часа, Государыня простилась с нами, в полдень мы сели на обратный скорый поезд, проходивший через Тулу, и вернулись в Москву в 7 часов вечера, а оттуда к ночи я добралась в Волынское.

Комментариев нет: