Железные дороги как отражение России

Блеск и могущество империи с одной стороны и трагедия неразрешимых противоречий с другой- символом всего этого можно считать роскошные поезда Российских императоров.
Железная дорога, в наибольшей степени отразила надежды и разочарования эпохи молодого российского капитализма. В не очень большом количестве работ, посвященных истории отдельных железных дорог и истории железнодорожной сети России в целом основной акцент исследователи делают на экономических сюжетах. Но гораздо большее влияние железные дороги оказывали на мировоззрение людей: дворян заставляли искать пути получения железнодорожных концессий, могущих обернуться невиданным богатством. Купцы видели в поезде источники получения барышей за счет ускорения оборота капитала и увеличения сбыта. Для крестьян открывались возможности быстрого перемещения на заработки, а крестьянские дети получали малую, но реальную возможность, получить образование в городе. Духовенство пришло в движение, борясь с растущей "распущенностью нравов", сопровождавшей продвижение железных дорог.

Но был один поезд, на которой в России обращали особое внимание. Проблемы, которые случались с ним обнажали гораздо более существенные вопросы нежели неполадки в работе железных дорог. Прохождение этого поезда тщательно отслеживалось и сопровождалось. Этот поезд вез Царя. И этот поезд, заменивший птицу-тройку, вывез Россию в тревожный и трагический ХХ век.

вторник, 5 марта 2013 г.


В.С. Кривенко. В Министерстве двора: Воспоминания / Вступительная статья, подготовка текста С.И. Григорьева, С.В. Куликова, Д.Н. Шилова. – СПб.: Издательство «Нестор-История», 2006. – 320 с. 

С. 150

На особо автономных,не выясненных однако, точно условиях в Гатчину прибыли 1-й железнодорожный баталион под командой предприимчивого полковника Албертова.... Железнодорожный баталион и сводная рота впоследствии развернулись в гвардейские полки и до революции 1917 г. обслуживали царскую резиденцию...

....Полковник Албертов явился инициатором организации охраны императорских поездов. Помню, когда мне случилось услышать предположение его о стягивании войск по линии дороги следования царя  с таким расчетом, чтобы окараулена была фактически каждая сажень пути, то мне показалось это фарсом, но, к удивлению моему, албертовский проект был одобрен,проведен в жизнь и осуществлялся вплоть до революции. При каждой поездке царя требовалось большое напряжение целых военных округов  для выполнения задачи охраны. От поры до времени от Петербурга протягивался сплошной войсковой кордон от Крыма и Даже на Кавказ. На это время всякие учебно-строевые занятия прекращались, , все внимание начальства было устремлено на рельсовый путь и на "литерный" поезд, в котором должен проследовать царь. Но длинная, на всю Россию протянутая цепь часовых не могла уберечь от бестолкового управления самим поездом. Катастрофа 17 октября 1888 г. в Борках показала, что главный враг не "политические злоумышленники", а затхлость, закоснелость внутренней организации, бесконтрольной, отжившей давно свое время....



Комментариев нет: