Н.А.Качалов в ожидании императорского поезда на станции Любань Николаевской железной дороги. 10 июля 1869 года. Рисунок А.П.Боголюбова. 1869
"Наше Наследие" № 95 2010
Из «Записок» тайного советника Н.А.Качалова
АРАН. Ф. 646 (Редакция журнала «Голос минувшего»). Оп. 1. Д. 358. Л. 21-78об.
ЦИТАТА:
"По соглашению с Зиновьевым, главным распорядителем путешествия, в назначенный день я ожидал царского поезда в Любани, где меня и приняли с багажом на поезд. Я, конечно, прежде всего представился цесаревичу, который представил меня цесаревне, которую я еще мало тогда знал, и при этом шутя сказал следующее: «Деловую сторону Николая Александровича ты знаешь, а так как вам приходится жить вместе, то необходимо тебе знать, что он прескверно говорит по-французски, но несравненно лучше, чем ты говоришь по-русски, и потому я советую вам принять систему взаимного обучения. Потом тебе нужно знать, что Николай Александрович очень любит чай и пьет его из стакана».
Я первый раз ехал в царском поезде, который ничего не имеет общего с обыкновенными поездами, но составляет роскошную большую квартиру со столовой, кабинетами, спальнями, гардеробными и даже с буфетом и кухней и погребом со льдом, и все чаи, завтраки и обеды происходят как во дворце. Все вагоны соединены безопасными площадками и образовывают свободный переход вдоль всего поезда. Вагоны очень длинные и на особых рессорах; нет никакого дрожания и толчков, так что свободно можно писать во время хода поезда. Каждому из свиты было отведено отдельное помещение. Мне отвели пространство, равное половине большого вагона I-го класса, которое было разделено на кабинет, спальню и гардеробную с особым входом, и подобное помещение составило бы роскошную квартиру для одинокого. Императрица49 в это время жила в подмосковном своем имении Ильинском, и, не доезжая одной станции до Москвы50, цесаревич, цесаревна, Алексей Александрович с Зиновьевым и Посьетом в экипажах отправились в Ильинское, а поезд с нами остальными прошел в Москву. На станции нас встретило начальство, и к каждому из свиты явился придворный лакей, принял багаж и усадил в придворную карету, которая с лакеем состояла при каждом во время всего пребывания в Москве. Со станции нас провезли в Кремль, где в Петровском дворце отвели каждому по 2 прекрасные комнаты."
2 комментария:
А картиночка-то довольно карикатурного вида :)). Интересно, как к ней отнесся г-н тайный советник?
Ну я думаю, что у господина советника было чувство юмора.
Отправить комментарий